История Apple
Apple — это всемирно известный бренд, для многих ставший эталоном. Корпорация выпускает огромное количество разнообразной продукции, имеет отличную репутацию. Она не просто производит гаджеты, а сумела создать из них культ, который охотно поддерживается фанатами марки.
Каждый выход очередного iPhone — ажиотаж, люди готовы стоять многокилометровые очереди, буквально сносят толпой двери магазина при открытии. Например, чтобы получить новый iPhone 6, в Нью-Йорке перед входом в магазин собралась очередь из 2 тысяч человек.
Компания проделала сложный путь к вершине и до сих пор удерживает мировое лидерство. Стартапом стала гаражная сборка компьютеров институтскими друзьями Стивом Джобсом и Стивом Возняком. Постепенно они пришли к мысли, что могут создать принципиально новое вычислительное устройство. Собирал их в основном Возняк, а Джобс успешно продавал. Сама компания Apple Computer Inc. появилась 1 апреля 1976 г.
Был и третий основатель компании — Рональд Уэйн, но он имел только 10% доли в компании. Некоторое время спустя эта доля была продана за $800 другим основателям, однако именно Уэйн придумал логотип Apple, на котором был изображен Ньютон и падающее на него яблоко. Он просуществовал до 1977 года, когда Роб Янофф создал более массовый логотип в виде надкушенного яблока, который известен и современному покупателю. Однако тогда он имел радужные полоски. Впоследствии яблоки неоднократно меняли цвет.
Происхождение названия имеет много версий, считается, что выбрано оно было, чтобы оказаться первыми в телефонном справочнике. Ближайший конкурент имел название Atari.
Первый компьютер Apple I
Понятия «персональный компьютер» в то время не существовало. Продавался только конструктор стоимостью $3000. Apple сократили количество чипов, предложили пользователям готовую модель, которая стоила немного дешевле.
Apple I был представлен в 1976 г. Чем-то устройство напоминало печатную машину в деревянном корпусе, монитор в комплект не входил. Использовался процессор MOS 6502 с частотой 1 МГц. Устройство имело смешную по современным меркам оперативную память — 4 Кб. Компания Byte Shop заключила соглашение на продажу 50 Apple I.
Устройство обходилось производителю в $500, а продавалось за $666.
Apple II и инвесторы
После успеха первого компьютера было решено развивать направление, но на это требовалась немалая сумма. Коллеги нашли инвестора в лице Марка Марккулу, который выделил $90 000, а также обеспечил кредит в Bank of America на $250 000. В 1977 г. Apple Computer превратилась в акционерное общество. Была проведена выставка West Coast Computer Faire, где прошла презентация нового продукта компании ПКApple II. Он был перспективнее остальных участников за счет следующих особенностей:
- Мог воспроизвести звук и изображение.
- Был встроенный язык программирования.
- Можно было соединить с цветным телевизором.
- Стал доступен ввод данных через магнитную ленту или кассеты.
В июне 1977 г. Apple II уже можно было приобрести в магазине. Компьютер получил процессор MOS Technology 6502 с частотой 1 МГц, интерпретатор Integer BASIC в ROM и видеоконтроллер от обычного видеомагнитофона. За счет этого новый компьютер смог отображать 24 строки, в которых помещалось до 40 символов, работал с телевизором или монитором. Цена была все еще меньше, чем у конструктора, предлагаемого конкурентами — $1300-2600. Можно было выбрать разные варианты, они зависели от того, каким будет объем оперативной памяти. В итоге компания за 3 года смогла достичь оборота в 10 миллионов долларов, а Apple II просуществовал до 1990 г.
Компания не останавливалась на этой разработке, параллельно создавались другие приборы. Например, в 1978 г. в продажу вышел Apple Disk II. Это дисковый накопитель 5,25-дюйма. Опять же стоил он меньше, чем у конкурентов.
Apple III и Apple Lisa
В 1980 г. Apple стал известен не только в США, но и за их пределами. Однако презентованный в 1980 году Apple III, который стоил $4500-7800, заметно перегревался, особенного успеха на рынке не имел. Apple III пытались модернизировать, потратив на это три года, но особенного спроса на него не было, и в 1983 году компьютер перестали выпускать. Всего Apple III выпустили 75 000 экземпляров, а Apple II — 1,3 млн.
Apple Lisa тоже не имела особенного успеха. Этот вид техники подходил для офисов, оперативная память у него была 1 Мб. Жесткий диск стал серийным, добавили дисковод Twiggy, который мог принимать дискеты 871 Кб, появился манипулятор, напоминающий современную мышь. Стоила машина дорого — $10 000. 1984 г. Появилась улучшенная версия Lisa в 2, стоила она дешевле, но по-прежнему спросом не пользовалась. Из-за этого Apple оказалась на грани банкротства и перешла на выпуск дешевых моделей.
Проект Macintosh
Macintosh — это компьютер, который должен был вывести компанию из кризиса. Он не имел выдающихся технических характеристик, но имел цену $2500 — в 2 раза меньше, чем у конкурентов. ПК Apple Macintosh получил оперативную память 128 Кб, на жестком диске помещалось 400 Кб, у него были мышь и дисковод.
В 1985 г председателем совета директоров стал Стив Джобс. Через 2 года появился Macintosh II с отдельным системным блоком и цветной графикой.
Apple обгоняет IBM
В 1989 г. Apple стали предлагать разработки, которые можно было использовать в разных сферах. В это же время появился первый ноутбук от компании Macintosh Portable. Он стоил $6500 и имел большую популярность, хотя имел стандартные характеристики. Macintosh PowerBook, вышедший в 1992 г., тоже имел высокий спрос, в основном из-за низкой цены $2500.
В 1991 г. была разработана новая операционная система Mac 7.0, она произвела революцию. Photoshop работал именно на Apple. Компания сделала упор и на привлекательный внешний вид техники, предложив рынку Macintosh LC. Это были недорогие компьютеры с плоским корпусом. Они смогли завоевать высокую популярность.
Прорыв iMac
Компания до 1998 г. набрала довольно много долгов, но как только вернулся Джобс, ситуация стала налаживаться. В этом же году появилось новое устройство iMac G3. Это дало возможность акциям компании вырасти на 19%. Компьютер имел монитор 15 дюймов, дизайн, похожий на телевизор, пластиковый корпус, который можно было выбрать по цвету. Он пользовался популярностью.
iBook вышел в 1999 г, стандартная версия стоила $1599. Он имел тонкий монитор 3,4 см на интересной ножке, в которую были спрятаны все внутренности, и весил 2,2 кг. За счет дизайна устройство смогло обойти конкурентов. В 2000 г. была выпущена Mac OS X, которая стояла на новинках PowerBook G4 и iMac G4. Они тоже имели привлекательный дизайн и завоевали популярность на рынке.
Кризис доткомов и новые проекты
Постепенно Apple перешли к более интересным и сложным решениям, которые воплотились в iPod. Он имел белый корпус, небольшую толщину, а задняя панель была покрыта хромом. Устройство весило 184 грамма и имело небольшие габариты — 100x62x18 мм.
iPod неоднократно изменялся: например, механическая прокрутка поменялась на сенсорную, снизилась толщина и масса, добавилось функциональных решений. В 2004 г. iPod Photo стал наконец-то цветным. iPod пользовался большой популярностью, за счет этого компания даже открыла фирменные магазины, где можно было приобрести любую ее продукцию. Основной упор делался на игровой контент, аудио и видео, iTunes Store. В 2003 г. компания выпустила собственный браузер Safari.
Аудиоплееры пользовались спросом, поэтому выпускались и обновлялись регулярно — до 2015 г. Позже Apple выпустил iPhone, который тоже мог воспроизводить музыку, звонить и делать все, что могут современные смартфоны.
Apple iPhone
На конференции MacWorld 9 января 2007 г. Стивом Джобсом был представлен iPhone. Телефон быстро завоевал популярность и обошел iPod. К концу 2008 г. было реализовано 4,7 млн. штук, это 12,9% от всего рынка смартфонов. С выходом каждой новой модели iPhone наступал ажиотаж. Они отличались не только привлекательным дизайном, отличной от других телефонов ОС, но и функционалом.
Выход iPad
В 2010 г. покупателям был представлен планшетный компьютер iPad. Такие изделия раньше не производились серийно. Это дало Apple возможность завоевать около 50% мирового рынка. Но довольно скоро компанию начали вытеснять дешевые китайские аналоги. Финансовая стабильность Apple, тем не менее, выросла за счет трех основных проектов — iPod, iPhone и iPad.
В 2011 г. капитализация Apple достигла $662,09 млрд. В этом же году Стив Джобс ушел из компании из-за плохого состояния здоровья, дожил он до ноября. После смерти отца-основателя его пост занял Тим Кук, который успешно продолжил политику Джобса, развивая компанию и повышая ее продажи во всем мире. Основной принцип работы сохранился — изобретение будущего уже сейчас.
Аксессуары от Apple и иные устройства
Бренд нельзя назвать узкоспециализированным. Он предлагает огромное количество гаджетов и разных моделей техники, что дает покупателю возможность широкого выбора как по видам электроники, так и по цене. Устройства отличаются не только высоким качеством, разнообразием, но и высокими техническими характеристиками. Популярные модели:
- Apple Watch. Эта продукция стала выпускаться в 2014 году. Умные часы показывают не только время, но и имеют широкий набор функций, которые помогают следить за здоровьем. Apple Pencil — стилус, который подходит для сенсорных экранов. Чаще всего его применяют для графических планшетов.
- Наушники — это целое направление в работе компании, очень популярные, качественные модели. Apple Earphones и EarPods уже не выпускаются, но можно приобрести AirPods 2.
- Клавиатура — Magic Keyboard с подсветкой и трекпадом.
- Apple HomePod — колонки, которые воспринимают голосовые команды, могут подключаться к сервису Apple Music.
- Apple TV — специальная приставка к телевизору, при помощи которой можно пользоваться контентом iTunes. Она была представлена еще в 2007 году и до сих пор пользуется популярностью.
Не меньшим успехом пользуются сервисы Apple:
- Apple HomeKit — это разработанная для умного дома система, за счет которой можно подключить любое устройство с iOS для управления техникой, ее настройки, общения с ней.
- Apple Pay — используется для бесконтактной оплаты. Это собственная платежная система с надежной защитой данных карт клиента.
- Apple Music — имеет к библиотеке iTunes Store. Это музыкальный сервис для поклонников марки.
- Siri — голосовой помощник.
- iCloud — облачное хранилище. Можно поместить туда любые данные в большом объеме.
Apple сегодня
Компания Apple долгое время возглавляла рейтинг самых дорогих брендов мира. На 2019 год стоимость компании составляла $205,5 млрд, каждый год прирост капитала составляет 12% .
В 2020 году собственный отчет Apple показал, что за квартал общий доход составляет 1%, а каждая акция приносит прибыль в 4%. Экономический кризис, вызванный коронавирусом, не сильно повлиял на благосостояние компании, капитал удалось даже нарастить, хотя и в меньшем объеме. Компания обладает и большим резервом средств, который на данный момент равен $13,3 млрд, каждый год эта сумма увеличивается примерно на 16%.
Последние новинки:
- iPhone SE с процессором A13 Bionic.
- MacBook Air с клавиатурой Magic Keyboard, увеличенной скоростью и памятью.
- MacBook Pro с клавиатурой Magic Keyboard, экраном 13 дюймов массой 1,4 кг.
Вывод
Несмотря на высокую цену, продукция компании пользуется большим спросом, связано это со следующими причинами:
- Функциональность и удобство использования.
- Привлекательный дизайн, который не могут повторить другие бренды.
- Высокое качество.
- Применение передовых технологий собственной разработки.
- Умелое продвижение продукции маркетологами.
- Большой ассортимент устройств, при этом нет большого выбора моделей, что заставляет покупателей приобретать обновления.
- Собственное программное обеспечение, сильно отличающееся от аналогов.
Конечно, большинство покупателей, создающих ажиотаж, покупают Apple не потому, что им это нужно, а потому, что это круто. Это и есть коммерческий успех и грамотное раскручивание.